Первые отзывы о фильме:
Отсюда
Ещё во время фестиваля "2 в 1" давлетьяровские люди пригласили меня на предпремьерный показ нового фильма Давлетьярова "Стальная бабочка", но что-то у меня не сложилось по времени. Тем не менее, вчера раздался звонок - пригласили на премьеру в "Октябрь". Никуда "Стальная бабочка" от меня не делась...
Пока народ развлекался проходом звезд и съемочной группы по красной дорожке, я вглядывалась в молоденькую хрупкую Дашу Мельникову, смахивающую на на выпускницу вагановского балетного училища, пытаясь понять, каким таким чудесным образом сей ландыш серебристый смог органично и точно перевоплотиться в оторву-Чуму, грозу московских подвалов и подворотен. Вообще, запомните это имя - судя по всему, девушка с большим будущим. Реальной Мельниковой 20 лет, её героине - лет 15-16, в таком возрасте каждый год имеет значение, пятнадцатилетние и двадцатилетние - это две разные возрастные категории, а тут полное перевоплощение, вплоть до каких-то едва уловимых нюансов - походка, жесты, интонации, тембр голоса, - просто удивительно.
читать далее
Стальная бабочка - это нож-выкидушка, виртуозно обращаться с которым умеет носящая его при себе постоянно Чума - беглая из спецприемника малолетка, сколотившая стайку беспризорников, промышляющих гоп-стопом и воровством. Именно эта стальная бабочка, а вовсе не милиция, которая, как выясняется, никого и не бережёт, в конечном итоге и сохранит Чуме жизнь.
Попавшись в очередной раз на грабеже и тяжких телесных (стайка детишек - настоящая детская банда), Чума становится перед выбором - либо назад в приемник (а в перспективе и в колонию, куда её с превеликим удовольствием упечёт инспектриса по делам несовершеннолетних, - эпизодическая, но крайне выразительная роль Елены Галибиной), либо поступить в полное распоряжение ментов, поглощенных ловлей Измайловского маньяка, и под чутким руководством оперуполномоченного Ханина играть крайне рискованную роль живой наживки, прогуливающейся в одиночестве по ночному парку. Если для опера Ханина поимка извращенца - вопрос чести и дальнейшей карьеры, то для Чумы - поначалу исключительно личной свободы, ну а дальше королева подворотен вполне предсказуемо влюбляется первой девичьей любовью в мента, и детектив-триллер перерастает в психологическую и социальную драму.
Вопреки любым ожиданиям и опасениям, картина получилась вполне удачной - с одной стороны, доброй, нечернушной и непошлой, с другой - реалистичной, неслюнявой и нефальшивой. Рецептов успеха несколько, и первый из них - писатель Юрий Коротков в качестве сценариста, собаку съевший на возрастной психологии, конфликтах поколений и социальной проблематике. С одной стороны, события развиваются вполне предсказуемо, без сюрпризов, и именно это, а вовсе не начальный титр "Основано на реальных событиях", делает историю документально правдоподобной. С другой стороны, фирменный коротковский "открытый финал", когда дальнейшую судьбу героини можно представить себе какой угодно - нет предопределенности, и зритель дает волю воображению. Кстати, с этим "основано на реальных событиях" - особая интрига. Что именно имеется в виду под реальной историей - это тоже вопрос небезынтересный:). То, что маньяки существуют и периодически кого-то убивают - осмелюсь предположить, что авторы, снабдив картину соответствующим титром, имели в виду совсем не это, в конце концов любая история убийства основана на реальном сюжете. То, что убийцей оказывается мент-оперативник из состава группы по обезвреживанию убийцы же (никто, кстати, не помнит, чем закончилась история измайловского маньяка?....)? То, что менты у нас влегкую пользуют беспризорников-малолеток в качестве приманок (если и грохнут, никто искать не будет)? То, что инспекторы по делам несовершеннолетних вовсю сдают беглых детдомовок сутенерам, почитая это за великое благо (мол, пусть лучше трахаются не по подвалам, а на чистом белье и не забесплатно)?... Что бы не имели в виду авторы под пресловутой реальностью, реальность эта весьма неприглядна:(.
Тем не менее, самые мои главные опасения не оправдались, и за одно это авторам стоит поаплодировать. Я опасалась того, что отношения между Чумой и Ханиным из односторонней подростковой влюбленности таки перерастут в эротические (на это, кстати, намекали идиоты-составители аннотации, которые, похоже, сами фильм так и не смотрели:), а этого, слава Богу, не произошло, иначе фильм потерял бы половину обаяния. За то, что железный опер Ханин стряхивает с себя наглую малолетку и дает ей пинка, большое спасибо авторам. Во-вторых, крайне порадовало отсутствие хэппи-энда а-ля Пигмалион - больше всего я боялась, что Ханин таки не сдаст Чуму обратно в приемник, а выгонит таки свою лахудру-продавщицу (неожиданная роль Дарьи Мороз) и заживет со своей новоявленной подопечной долго и счастливо. Слава Богу, ничего этого в картине нет, а есть один сплошной "раскас жЫзненый".
Отдельно стоит похвалить кастинг. Про фантастическую Дашу Мельникову уже сказала, Дарья Мороз, как выясняется, тоже на редкость социально пластична и органична что в роли тургеневской девушки, что в роли продавщицы попкорна. Женская половина зрительской аудитории будет истекать слюнями, соплями и другими жидкостями при одном взгляде на опера Ханина - офигительная роль Анатолия Белого, на мой взгляд потрясающего театрального актера, совершенно незаслуженно обделенного кинематографическим вниманием. С Белым у дремучего Колобка, никогда не интересовавшегося светской хроникой, вообще вышел забавный конфуз: два часа любуясь нордическим красавцем, рельефной мускулатурой и четким профилем, думаешь - вот он, идеальный тип русского мужика, мент-герой, классический русский национальный характер, актер-символ новой России. Глянула в википедию - а он таки Вайсман, не сочтите за розжЫгание. Что ж, лучшего стёба над нашими убогими на голову националистами не придумать.
К просмотру рекомендуется.
С Кинопоиска
КартинаМаслом
Довольно необычный для российского кино эксперимент в жанре психологического триллера оказался, на мой скромный вкус, весьма удачным. Кино впечатляет прежде всего за счет своей психологической составляющей: детективный сюжет второстепенен и не имеет какой-то ощутимой художественной ценности. Он — скорее клей, скрепляющий эту невозможную в обычной ситуации связь между ожесточенной девочкой-подростком и циничным, повидавшим много жесткости и подлости опером.
читать далее
Ханин — своеобразный герой нашего времени, этакий хороший плохой полицейский. Его цель — ловить преступников, и ради этого он готов пользоваться любыми методами: шантажировать, лгать, использовать в качестве наживки беззащитную девочку, которую никто не будет искать. Поначалу ему все равно, что будет с Чумой — он довольно ловко «разводит» ее на помощь, давя на подростковое честолюбие. По мере развития действия он начинает испытывать к подопечной какие-то человеческие чувства, но переигрывать уже поздно.
Чума, она же Вика — девочка сложная. Очень неблагополучное детство сделало ее жестокой, развращенной, лживой и эгоистичной, но в глубине души в ней живет добрая, заботливая, стемящаяся к домашнему спокойствию и уюту девочка. В ее первой подростковой влюбленности во взрослого, авторитетного мужчину раскрываются такие черты, которых и подозревать-то нельзя было в этой испорченной девчонке. Она не задумывается о том, есть ли у такого чувства будущее, она знает только, что это будет продолжаться, пока они ловят преступника.
Собственно, сама поимка преступника — вопрос десятый, хотя фильм снят так, что не скажешь наверняка, не закончится ли дело трагедией. Намек на личность преступника сделан, на мой вкус, слишком прямо, но так как вся эта беготня с маньяком в принципе нужна только для того, чтобы лучше нарисовать психологические портреты героев, придираться к этому и ему подобным недочетам не вижу смысла.
В заключение скажу только, что фильм жизненный. Не считая неправдоподобной истории с полицейским, который использовал девочку для наживки, все об этом знали, а ему ничего за это не было, все в «Стальной бабочке» происходит так, как действительно могло бы быть на самом деле. Фильм дает довольно однозначный ответ на вопрос «Может ли человек измениться?», и это, я считаю, в нем самое интересное.
Санти
Впечатления от фильма странные и двойственные. То есть праведный гнев по поводу, зачем все это, в этом случае не уместен. Во-первых, потому что «Стальную бабочку» безо всякой натяжки можно назвать качественным фильмом абсолютно во всех смыслах. Мне кажется, в оценке фильмов качество сборки не самый последний фактор. А во-вторых, это странное кинотворение заставляет думать и осмыслять чертову реальность. Да, забегая вперед, скажу, что «Стальная бабочка» не абсолютно мрачное и безнадежное кино, в нем есть место смешному, ироничному, трогательному и нежному. Словом, светлые пятна как солнечные зайчики время от времени в кадр попадают.
читать далее
Теперь пару слов о технической составляющей. Тут я, наверное, не права изначально в корне, потому что актерскую игру сложно назвать технической составляющей. Это жизнь, суть фильма. Актерские работы, все без исключения, не просто достойны, они великолепны — пронимают. Суровый оперативник Ханин одновременно и воплощение бытующего стереотипа мента, простите, полицейского, беспринципного и циничного человеческого чудовища, и живого человека, все-таки сохранивший способность чувствовать, переживать, любить, страдать, наконец.
Юная Дарья Мельникова проникновенна. Если роль не писалась специально под нее, то перед нами актерский талант. А это, согласитесь, приятно всегда наблюдать. Образ получился, как минимум, запоминающийся и действительно целостный.
Хотелось бы еще отметить саундтрек, он запоминается и гармонично оттеняет действие. Если говорить о режиссерской работе, то она есть, но вот о стиле режиссера Рената Давлетьярова пока сказать что-то, кроме, умеет работать, сложно. Но возможно, это вопрос времени.
В общем, подытоживая все вышенаписанное, можно сказать, что национальный материал годится для киноистории, но вот привыкнуть к нему пока не получается. Ложится он на расслабленное зрительское восприятие неприятными намертво заутюженными мятыми и болезненными складками. Возвращаясь к двойственности впечатлений, сложно сказать, почему стоит посмотреть «Стальную бабочку», но я не могу сказать, что это были зря потраченные полтора часа драгоценного времени моей жизни.
8 из 10
Шарти
«Стальная бабочка» оказалась очень неожиданно мелодраматичной. Во главу угла ставится вовсе не поимка преступника, и даже не столкновение двух миров — беспризорников и тех, кто их ловит. Самым важным становятся личностные взаимоотношения Ханина и Чумы.
читать далее
Чума, поначалу резго негативно отнесшаяся к своему куратору в погонах, постепенно начинает ему доверять и, конечно, влюбляется. Неудивительно: он оставляет ее ночевать, поддается на уговоры не отсылать в детдом, она получает возможность делать уборку, готовить ужин — словом, полную иллюзию семейной жизни. А так как она уже вполне взрослая шестнадцатилетняя девушка, то, конечно же, влюбляется в своего благодетеля.
Трагедия в том, что для Ханина она — ребенок. Поэтому он хоть и начинает относиться к девочке с нежностью, но это скорее отцовские чувства, чем любовь. Да и от этих отцовских чувств ему несколько неловко — все-таки долгие годы, проведенные без ответственности и без всяких эмоционально зависимых отношений дают о себе знать. Ханину гораздо проще и приятнее общаться со своей взрослой подругой, которая хоть и устраивает скандалы, но никогда не создает настоящих проблем.
Со стороны может показаться, что Чумой просто воспользовались и выбросили, но на самом деле ситуация очень жизненная: ей никто не обещал новой жизни и любви до гроба, а то, что обещали — выполнили. В жизни такое происходит очень часто: когда мы получаем именно то, что нам обещано, а не то, на что пусть и безосновательно, но рассчитывали, это очень обидно. Особенно когда ты шестнадцатилетний подросток.
Эта психологическая коллизия выглядит особенно острой благодаря прекрасной актерской игре. Дарья Мельникова прекрасно играет и лицом, и жестами, превращаясь из разбитной пацанки в обиженную девочку, из восторженного ребенка — в почти взрослую, сексуальную девушку. Перевоплощение настолько полное, что невозможно не восхищаться.
Белый также играет довольно неплохо: его роль не подразумевает сильного выражения эмоций, но по мере действия усталость, злость и равнодушие на его лице сменяются задумчивостью, волнением и даже нежностью, и это действительно впечатляет и заставляет задуматься, сможет ли его герой вернутсья к нормальной, привычной жизни, после всего, что произошло.
Вероятно, у «Стальной бабочки» будет продолжение.
8 из 10
С сайта Кино-Театр
Tmitlov
Отвлекаясь от реалистичности сюжета, хочу сказать об эмоциональных ощущениях от фильма. Главную героиню искренне жаль - и это, по-моему, показатель хорошей игры и как минимум непровального сюжета. Несмотря на всю ее испорченность, она все-таки привязчивая, сильно и остро чувствующая девушка, в сердце которой есть место добру и сочувствию. А вот ее "куратор" в мире борьбы с преступностью не вызывает вообще никаких положительных эмоций - больно уж черствый персонаж.
В целом же фильм понравился - динамично, неплохо снято, и даже есть некоторая интрига и неожиданный сюжетный поворот, хоть он и не заключается в том, кто, собственно, маньяк.
Освальд
Понравилось. Да, по уровню саспенса это не "Молчание ягнят", конечно, но в России триллер - это вообще забитый и наполовину забытый жанр. А вот лично я большой его поклонник и очень рад появлению "Стальной бабочки". Сюжет не очень сложный, зато отлично играют актеры, очень колоритно показана Москва, быт окраинного полицейского участка. Да мне и музыка, честно говоря, понравилась.
читать далее
buratinka
Не знаю как насчет реальности сюжета с точки законности, но я вообще свято уверена, что в России возможно все. Да, в той же Америке вряд ли бы прокатило, а у нас - запросто!
А фильм цепляет. Даша сыграла потрясающе! Её Чума просто чумовая(простите за каламбур). Завораживает это сочетание абсолютно взрослого взгляда на жизнь, наглости и агрессивности и в то же время какой-то неискушенности, почти детской наивности... Вышли из кинотеатра в полном восторге и со слезами на глазах и до сих пор перебираем по словам и моментам!
Спасибо за хорошее кино и бурю эмоций!
Gulya
После просмотра у меня какой-то внутренний конфликт. Подобное кино, я имею в виду тематику, мы видели великое множество. Но в качестве заокеанских продуктов, в которых есть сказочность, недостоверность, некоторая наивность. В том кино красивые полицейские, рыцари или герои без страха и упрека. Их белозубые улыбки ничего не обещают, кроме счастливого конца. И если Голливуд производит подобное кино пачками, то у нас, к счастью, все еще получаются штучная ручная работа. Мы не успели обрасти еще таким количеством штампов. Даже правильнее говорить, что нет в нашем отечестве такого жанра, не делали до "Стальной бабочки".
Посмотрела, но как-то странно посмотрела. Сижу озадаченная. Мне понравились, бесспорно, актерские работы. Даша Мельникова сыграла сложную героиню со сложной судьбой. Сыграла так, что не поверить не возможно. У меня было полное ощущение, что подглядываю. Даже не наблюдаю, именно подглядываю. Это, конечно, второй жирный и талантливый плюс фильма - операторская работа.
Возвращусь к актерской игре. Анатолий Белый убедителен. Кстати, несмотря на цинизм и беспринципность героя, он все-таки обаятелен. И есть ощущение, что Ханин не безнадежен.
"Стальная бабочка" - кино смелое в своей откровенности. Почему его стоит посмотреть? Потому что это наша эфемерная, но пакостная жизнь, но с надеждой, с тупой уверенностью, что нужно быть, идти вперед, делать. Я рада, что при мерзости истории, в ней практически нет скотства. За это большое спасибо.
Невский
По-моему, довольно интересная психологическая драма. Не скажу, что это триллер - поскольку сюжетная составляющая имеет значение минимальное в этом контексте. Никаких особенно хитрых приемов для поимки маньяка не используется, все по-простому. Зато взаимоотношения персонажей - это по-настоящему интересно.
Столкнувшись и оказавшись в одной связке не по своей воле, Ханин и Чума дают друг другу понять что-то новое о мире: несмотря на то, что казалось бы, чему может научить несовершеннолетняя беспризорница взрослого мужчину? Тем не менее, в нем просыпаются человеческие чувства, появляется что-то важное, помимо поимки преступников. Да и невозможно не растрогаться при виде заботливо приготовленного ужина!
А еще очень интересный персонаж - подруга Ханина, которая непонятно почему терпит совершенно свинское к себе отношение, хотя казалось бы, мужчин кругом полно. Очевидно, есть нечто привлекательное в этом подходе: "Я тебя, конечно, люблю, но по своим правилам".
Отредактировано NAV&gator (2012-11-02 17:21:17)