ЛОНДОН.
1
Вот и Туманный Альбион встретил нас приятной погодой (+16) с переменной облачностью и без осадков.
Как мы отправлялись в него подробно описано в байке «Про то, как я в Лондон пистолет возил». Поэтому начнем с прибытия.
Прилетели мы несколько неожиданно для нас не в Хитроу, о котором все знали, а в аэропорт Гэтвик. Уж не знаю, стоит ли расстраиваться, что не увидели один из крупнейших аэропортов в мире, так как и Гэтвик произвел приятнейшее впечатление.
Боинг-737 очень похожий на наш ТУ-134 припарковался прямиком к терминалу, через гармошку пассажиры прошли внутрь и чуть застопорились у дверей кабинки, которую я лично принял издалека за лифт. Наконец вошли и поехали. Но не вниз или вверх, а над аэропортом по монорельсовой дороге!
Успешно, несмотря на слабое знание языка очень многими, прошли пограничный контроль (пистолет у меня отобрали в Шереметьево, так что чувствовал я себя превосходно и ничего не боялся), в считанные минуты получили багаж и загрузились в автобус.
За окнами проплывала Англия! Примерно такая, как я ее себе и представлял. Огромное число аккуратнейших зеленых лужаек. Половина – пастбища, многие с белыми овечками на них, половина – спортивные поля. Знаменитые английские дома со множеством подъездов, тут так принято: иметь несколькоэтажную квартиру в виде куска здания с отдельным входом.
Та часть столицы Великобритании, которую мы проехали по пути к гостинице ну ничем примечательна не была. Равно как и в любом другом городе мира, где достопримечательности сосредоточены более или менее кучно и их легко миновать. Да и правильнее миновать, пусть они даже по пути, ибо там всегда полно народа.
Нет, одна достопримечательность встретилась. Вокзал Пэдингтон, который не только железнодорожная станция, но и станция метро. Но интересен он изнутри, а не снаружи. Осмотрели мы его позднее, но раз уж зашла речь, расскажу о нем коротко. Вокзал огромный, очень сложно ориентироваться. На соседний путь перебраться дело непростое, пусть понять надписи на указателях и нетрудно, но заблудиться еще легче. Некогда на его перроны прямиком к поездам подъезжали экипажи, ныне, понятное дело, кэбы туда не заезжают. Увы и ах, старинных поездов увидеть не довелось - хотя таковые и не являются большой редкостью, - все больше современные составы, очень похожие на наши аэро-экспрессы, только очень блестящие и как правило очень яркой раскраски. Ну и покомфортнее, во всяком случае в первом классе. Сидит себе джентльмен, почитывает «Таймс», покуривает сигару. Стюард ему чашечку кофе и всякое такое, кондиционер дым вытягивает. Но в общем самое забавное было видеть как практически рядом стоит состав в Шотландию, а на соседние по сути пути прибывают поезда метрополитена. Ну про них поговорим в свое время.
2
Улица где мы расположились, называлась Лондон-стрит. Отельчик "Ники" как раз занимал один подъезд старинного длинного здания в четыре этажа. Простенько, скромненько и тесновато. Особенно ребятам из съемочной группы, которые при себе имели массивные кофры с камерами. Опять же ванные комнаты, не оборудованные смесителями. Зато пробки для раковин имелись. А вот мне и Саше Полетаеву повезло, нам достался двухместный, как выяснилось чуть позже один из самых просторных номеров. Ванная и душ со смесителями, телевизор, хлодильник – что еще нужно? Да, было еще маленькое окно, но створка не распахивается, а поднимается вверх. Прям как в Англии! Это для полноты ощущений. Как и идеально чистенький пусть и скучный дворик, в который оно выходит. Верхний четвертый этаж, называемым здесь третьим. Потому что первый не считается.
В наличии медлительный лифт, которым мы воспользовались пару раз для ознакомления. А так по скрипучим тесным лестницам находились вдоволь, все равно невысоко и недолго.
На нулевом этаже (то есть в полуподвале) столовая. Стандартные Английские завтраки: яичница с беконом, тосты, то да се. Впрочем, официанты предлагали как вариант и завтрак континентальный (continental breakfast or British?), но континентальный вызывал у них невольную усмешку. Кто пробовал, тот знает, в чем разница и что усмешка и некоторое высокомерие имели основания. Мы знали, а кто не знал, по этим ухмылкам догадался, что выбирать нужно завтрак по-английски, тогда до обеда доживешь.
Но завтрак был на следующее утро, а сейчас наступал вечер и ужином нас кормить не собирались. Не знаю кто первый озвучил то что витало в воздухе: «А не пора ли нам по пабам?». И мы пошли. Запросто пошли по самой настоящей великобританской загранице искать где бы пива выпить, а может даже эля.
Лондон-стрит вывела нас к парку.
- А вот и Гайд-парк, - пошутил я. Потому что не вспомнил ни одного другого лондонского парка. И сразу стал знатоком хрестоматийной школьной capital of Great Britain. Потому что угадал. Табличка это подтвердила и разные ораторы в своем уголке (Speakers' Corner) выступающие со всяких табуреточек и подставочек. Ибо на земле Соединенного Королевства им стоять не положено.
Дорога вывела нас на Оксфорд-стрит и мы поняли, что живем вовсе не на отшибе и окраине, как нам показалось, а считай в центре. Или неподалеку.
Перекусили в арабской закусочной на Оксфорд-стрит. Прогулялись. Ба! Бейкер-стрит. Нет, точно Лондон! И главное улицы постоянно знакомые.
Мимо парочки пабов мы прошли, смущенные ценами. Но решили что не каждый день в Лондоне гостим и отважились. Выбрали паб поскромнее (с виду поскромнее, цены повсюду одни 2,50 £ за пинту пива и почти любую закуску столько же) и зашли. Ну пивная и пивная, мало чем от наших отличишь. Пиво хорошее, народ приветливый. И все. Пошли искать нечто более английское. И кажется, нашли.
Те посиделки запомнились, поэтому позволю чуть подробнее, хотя многим это покажется не очень интересным.
Это заведение правильнее наверное назвать рестораном или пивным рестораном, все же классические пабы меньше и уютнее. А тут большой шумящий на все голоса зал, лестница наверх, где, судя по доносящемуся и оттуда шуму, не менее многолюдно. Но для нас нашли стол в небольшом зале. И потише, и поспокойнее. Но главное не в этом. Там отмечала что-то небольшая компания местных артистов. Много пели, в основном популярные арии из мюзиклов, какие-то игры проводили, лотерею устроили, розыгрыш которой попросили провести меня. Еще и хозяин заведения сыграл на пианино и спел неплохо очередную арию. Вот это и запомнилось, потому что совсем по человечески, пусть очень по-английски, или не слишком по-русски, а уж конечно не пиво, пусть и качественное или неприхотливые английские блюда. По 2,50 £ за порцию. Уходя, я едва не забыл свою сумку, пришлось от выхода возвращаться. Не знаю по какой причине меня выделили для проведения лотереи (я доставал из шапки бумажки с номерами и оглашал их), может по причине самого слабого владения языком. Но тут мы умудрились разговориться, я узнал у кого юбилей и убедился что не ошибся в определении профессии этой компании. Меня спросили откуда мы конкретно и с какой целью. Тут уж они два раза удивлялись: видите ли из самой Сибири, да еще с концертом!
Примечание: фото, иллюстрирующие первый паб смотрите здесь
http://humorynok.ru/photo/1320920576
3
На следующий день была экскурсия по Лондону. Пикадилли, Тауэр и Тауэр-бридж, Букингемский дворец и развод караула, Кенсингтонский дворец, театр «Глобус», Аббатство, Парламент и Биг Бен… ну тут перечень не на одну страницу, если все припомнить. А описывать смысла нет, кому хочется легко картинки найдут.
Город на меня произвел сильное впечатление. Как обычно мелочами. Дождик льет, стоишь у самой дороги в ожидании зеленого светофора, мимо машины мчатся. А на тебя ни единой брызгочки не попадает!
Расскажу об одном забавном случае.
Набережная Темзы с превосходным видом на Вестминстерский дворец (он же Парламент) и Биг Бен. Все непрестанно щелкают фотоаппаратами. Предлагаю сделать командный снимок, народ выстраивается, я навожу фотоаппарат…
- Подожди! - кричит Петя, - на мой щелкни тоже!
И началось, все тянут мне фотоаппараты. Поскольку рук у меня две, их составляют на асфальт у моих ног.
Мимо проходят супруги Масляковы.
- Саша! Это надо использовать, - говорит Светлана Анатольевна смеясь.
- Обязательно! – соглашается улыбаясь Барин.
Проходят мимо харьковчане, насмешничают и туристы из разных стран смеются. А вот Андрей Фролов, оператор, поступает по-человечески, отправляет меня в группу и снимает нас со всех мыльниц по очереди.
Этот трюк мы повторили год спустя в Нью-Йорке специально для съемок передачи. Там был роскошный вид на Манхеттен.
Следует приятный сюрприз, нас везут обедать, хотя изначально вроде и не обещали.
Рядом с польским ресторанчиком магазин старых авто. Даже старинных. Все блестят и сверкают, но особое впечатление производят ценники. От 480 000 фунтов (долларов в два раза больше, если кто не в курсе).
А на углу стоит крутейшая современная тачка. Наших автолюбителей заинтересовала очень, последовали разные восхитительные вопли. А вслед русский мат. В переводе на нормальный русский сказано примерно следующее: Переезжайте сюда и у вас такие будут. А пока только прокатить могу.
Про ресторан, который произвел впечатление и еще некоторые моменты из нашей лондонской повседневности я намеренно опускаю. Читайте вот здесь http://www.kvn.xai.vostok.net/bajki_f.html . Это сайт ХАИ, описано у них все здорово, не хочу повторяться. Впрочем добавлю от себя по поводу ресторана. Он нам всем очень понравился. Порции огромные, разнообразное меню, польская кухня нам близка по духу и т.д. Так что когда нам сказали, что банкет после концерта будет и будет там же, все пришли в восторг. Но банкет почему-то ограничился одним блюдом, варениками. Две штучки с капустой, две штучки с картошкой. Может мы чего неправильно поняли, может что-то случилось?
После обеда выдалось свободное время, народ по большей части отправляется в гости к мадам Тюссо, другие на блошиный рынок, третьи просто гулять. А мне необходимо было исполнить просьбу учительницы моей дочери и передать небольшую посылку местному жителю, которого само собой зовут Джон.
Прошу организатора из числа наших лондонцев помочь в телефонном разговоре, назначаем время и место в холле нашего отельчика. Также мне сообщается самая яркая примета Джона – он наголо выбрит.
4
Тут наступает самое время для краткого разговора о Лондонском метро. Которое сами лондонцы чаще всего именуют Tube (труба), чуть реже подземкой (the Underground). Хотя тоннели в отличие от Московских чаще всего прямоугольные, да и очень-очень много надземных участков. Поезда отличаются разнообразием, есть довольно старенькие, есть ультрасовременные. Составы раскрашены в цвета своей линии. К сожалению целиком редко, обычно только поручни и всякие детали, не сразу обратишь внимание. Двери открывать нужно вручную. Точнее нажатием специальной кнопки возле них, которые есть и снаружи, и внутри вагона.
Но это не самое главное. Дело в том что «перекрестки» у них обычно на одном уровне, в результате к одной платформе могут подойти поезда разных линий. Без привычки запросто сядешь не в свой и поедешь куда не надо.
Зачастую очень сложно (а может на некоторых станциях и невозможно?) перейти на противоположную платформу. Плюс ко всему на многих станциях на входе билеты не проверяют, зато на выходе… Но чаще и так и так выходит, на два раза. Кстати, в автобусах имеется кондуктор у задней двери, а у передней эту роль исполняет водитель. Зашел, купил билет. На выходе предъявляешь. Проехал лишнюю остановку изволь доплатить. Видимо у них зайцев очень много, вот меры и принимают.
Но самое сложное в лондонском метро - это купить билет. Касс нет, есть специальные автоматы. В виде большого табло, где куча тумблеров. Необходимо выбрать тип билета (в один конец, туда и обратно, на день, на неделю…), категорию (детский, для инвалидов, для взрослых…), зону, станцию. Обязательно в определенном порядке. Еще нужно умудриться всунуть деньги туда, куда нужно… С первого захода ни у кого не получается! Уж как я тогда добрался до Пэдингтон и не знаю! Хотя язык он до Киева доведет. Собрал в кучу весь свой словарный запас и попросил паренька. Хелп. Пэдингтон стайшен плиз. Ван вэй тикет.
В холле отеля было почти пусто. Лишь в одном из кресел сидел негр. Ну или англоафриканец, если вас волнуют такие вопросы. В кепке. Я подождал, вышел покурить. Вернулся, сел.
И тут негр-англоафриканец снял кепку. Стрижен под ноль.
- Джон?!
- Йес! Валадимер?
- Йес, йес, обхс!
От объяснения причин, по которым я его не признал сразу, я тактично воздержался. Нет, то что бритоголовый – важно, а цвет кожи не важен!
Джон поблагодарил, передал ответный сувенир и распрощался. А я стал представлять как стану добираться до музея восковых фигур (там были наши и он ближе всех к нашей гостинице, а то предпочел бы рвануть куд в другое место) и мне стало безрадостно. Но и сидеть в Лондоне одному в гостиничном номере тоже не хотелось. Нет, проще простого выйти на улицу и свиснуть Блэк кэб. Эти чисто лондонские такси имеют размеры приличного джипа, в салоне для пассажиров две скамьи впереди и сзади. А так тачка как тачка. Но на кэбмена лет пять учатся! Так что довезут быстро и приятно. Я на нем таки покатался, но позже. А пока, с целью экономии средств, предпочел новую борьбу с автоматом по продаже билетов в метро.
Увы, к музею я подъехал за четверть часа до закрытия, билеты уже не продавали. Так что все мое знакомство с ним свелось к тому что заглянул через двери в холл и увидел сидящего на столе мальчишку. Тот вроде бы даже ногой помахивал, но это только показалось, потому что и он был восковой фигурой.
Музей расположен на Бейкер стрит, по которой я не без удовольствия прогулялся. До дома 221b. Дома с таким номером никогда не было, но его придумали, чтобы устроить там музей Шерлока Холмса. Холмса, впрочем, дома не было, он встречал гостей еще у выхода из метро и раздавал приглашения.
Завершив прогулку, поплелся в метро, благо билет купил (сам!!) туда и обратно. Подошел поезд (нужного мне цвета!!!), я сел на лавку. Рядом присел джентльмен, лицо которого показалось мне знакомым. Это был актер, игравший на улице Шерлока Холмса. Вот! Ваш покорный слуга ехал в лондонской трубе сидючи рядышком с великим сыщиком!
5
На следующий день вдруг выяснилось что нам еще и выступать нужно. Как снег на голову! Так было хорошо, но работать надо!
Если память мне не изменяет, зал в котором должно было состояться шоу назывался Apollo Theatre. Тысячи на полторы мест. Александр Васильевич даже сказал, что местные могли бы и поскромнее площадку выбрать. Тем не менее пусть аншлага формально не было, но публики набралось немалое число и свободные места оставались лишь на самых задних рядах.
В такого рода играх команды используют старый наработанный материал, а суть их видимо сводится к тому, кто больше понравится местному жюри. Потому что местной публике все нравится, что по-русски говорится.
Впрочем, русские люди за пределами России от нее и всяких новостей оторваны. Каждый в своей мере. Ну и наши актуальные темы их не особо заботят. Так что всякие шутки политического характера, что идут на ура дома, для русских англичан могут быть попросту непонятны.
Опыт такого выступления у нас был первый. ХАИ выступали за рубежами раз этак в девятый. Опять же и в высшей лиге они выступали целую кучу сезонов. Плюс ко всему не отошли ДЛШ от сезона, о чем я уже упоминал.
Короче говоря, фаворитами были ребята из Харькова, они и выиграли.
А нам даже попеняли что, мол, не слишком мы стремились к победе.
Но это было после игры. До ее начала выяснилось, что кой-какие мелочи из реквизита забыты в гостинице. Пришлось ехать. А чтобы уехать пришлось сражаться с треклятым автоматом, который вчера вроде бы был изучен, а сегодня снова что-то не то получалось. Но я-то на победу был заряжен и справился.
Тут еще про огурец вспомнили. Ну да я про него в байках писал.
Короче говоря, к выступлению мы подошли во всеоружии. Пластмассовый пистолет был приобретен заблаговременно.
Про сам концерт (пардон, про игру!) отмечу лишь одно. В каждом городе своя публика, со своим восприятием. Заграничная русскоязычная публика отличается от живущей в России в целом, а лондонская очень отлична от, скажем, нью-йоркской. Труднопробиваемая публика.
Среди зрителей в первом ряду глазастые кавээнщики высмотрели знакомую личность и даже слегка поспорили – это Лиз Митчелл из «Бони М» или не она? Хотя если подумать с чего бы ей у нас оказаться? Сидит, вроде бы даже смеется.
В конце выяснилось – таки да, она! Юлий Соломонович (у меня стойкое убеждение, что именно он ее где-то раздобыл и притащил, кавказский мужчина как-никак) уговорил певицу сказать пару слов и самостоятельно их перевел: Я ничего не поняла, но было очень смешно!
Нас это тоже повеселило.
И вот на этом наша поездка в Лондон по сути и закончилась. Ничего из того о чем стоило бы упомянуть не произошло. Разве что в аэропорту рейс задержался надолго, потому что пассажиры, пройдя регистрацию на борт не спешили. Болтались по зоне дьюти фри.
Не знаю, многие ли заглянут на сайт ХАИ, но я пару строк оттуда процитирую.
"Это было самое короткое путешествие команды за 10 лет. Продолжалось оно всего три дня и примечательно, прежде всего, тем, что исполнилась давняя мечта команды, когда каждый из нас, как бы между делом, мог бы теперь смело сказать: "Да я тут на выходные в Лондон летал…" А ведь так оно, друзья, и было!