Юморина: 30 лет спустя
Опубликовано в 29.03.2008
2008 Вечерний Барнаул
Алиса ТРОСТНИКОВА.
1 апреля барнаульской "Юморине" исполнится 30 лет. О том, как все начиналось и как проходили эти праздники в нашем городе, рассказывают актеры театра-студии "Калейдоскоп".
Родиной первоапрельской "Юморины" была, конечно же, Одесса. Название возникло как производное словосочетаний "юмор у моря", "море юмора". Но, несмотря на то, что в нашем городе моря нет, барнаульские студенты решили не отставать от одесситов и обеспечить свой город "морем юмора". Так "Юморина" начала шествие по Сибири. Первыми организовали праздник юмора для всех горожан студенческие театры эстрадных миниатюр (СТЭМы) Алтайского государственного университета. Театр "Плот" представил спектакль миниатюр "Весь вечер как проклятые", а СТЭМ "Перцепция панацея" показал "Бендериаду" - фантазию на тему, как Остап Бендер попадает в современное общежитие барнаульского университета. "Я как раз училась в университете, когда случилась первая "Юморина". Билеты было очень сложно достать, мне удалось попасть на представление как активистке. В миниатюре речь шла об общежитии N 1 на ул. Полярной. Помню, как зал просто лежал от хохота", - вспоминает моя коллега Тамара Шубина.
Это начинание было подхвачено другими студенческими коллективами, на следующий год к ним присоединились актеры Театра юного зрителя. Осенью 1978 года на автотранспортном факультете Алтайского политехнического института образовался театр-студия "Калейдоскоп". Зародившийся театр стал одной из движущих сил "Юморины", к которой присоединились театры "МХЭТ" (Малый химический эстрадный театр химфакультета АлтГТУ), "Мини-Ю" (АГМУ), "Театр именикомиссараМегрэ"(юр-фак АлтГУ), "Антилопа Гну" (АлтГУ), "ФАН" и "Симптом" (БГПИ).
- "Юморина" набирала обороты. Конкуренция среди коллективов была очень сильной. Само мероприятиев то время оказалось столь престижным среди барнаульцев, что билеты на первоапрельский праздник были таким же дефицитным товаром, как импортные джинсы, -вспоминает один из ветеранов стэмовского движения на Алтае, нынешний художественный руководитель и режиссер театра-студии "Калейдоскоп" Александр Полетаев.
"Юморина" проходила на лучших площадках города. Среди членов жюри были видные деятели культурной элиты края: режиссеры театров, художники, поэты и композиторы. А цензура? По словам Александра Ивановича, в Барнауле пристального внимания к театральным постановкам не предъявляли. А вот в Томской "Юморине" был прецедент, когда студенты пошутили по поводу грязной воды. В городе в то время работал комбинат, который сбрасывал свои отходы в воду. Студенты в своей миниатюре просто довели эту ситуацию до абсурда, представив мутацию горожан. Это выступление имело для актеров весьма неприятные последствия.
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ СМЕХА
За годы существования СТЭМ переживал разные времена: и взлеты - ка краз на момент зарождения "Юморины", и падения. В середине 80-х студенческий театр вновь всколыхнула волна подъема. По стране прокатился целый ряд всесоюзных фестивалей СТЭМов.
А в 90-е годы, вместе с перестройкой и пресловутой свободой слова, произошла ломка того механизма, который был в основе организации барнаульской "Юморины": это профкомы, комсомол, студклубы, на чьи плечи обычно ложилось решение организационных вопросов. Одна половина канула вместе с СССР, другой половине было не до того. Так, в начале 90-х театру "Калейдоскоп" пришлось в одиночку спасать юмористический праздник.
Секрет долголетия "Калейдоскопа" еще в том, что постоянно пополняет свой состав "свежей кровью", юмором и новыми талантами. Студенчество - состояние непостоянное. Вот представьте: пока первокурсник раскачается, пока вольется в какой-нибудь творческий коллектив или создаст новый, пока он наработает репертуар, нарастит мастерство - уже и 4-й курс, а там дипломная работа, выпускной. Театр "Калейдоскоп" не боится конкуренции, за годы своего существования вырастил немало звезд юмора.
Кстати, признали "Калейдоскоп" не только в родном городе, но и за его пределами. Он становился неоднократным победителем конкурсов юмора в городах Томске, Омске, Иркутске, Казани, Волгограде. Возвращался с победой с регионального телевизионного конкурса "КВН - Сибирь 95" в г. Новосибирске. Также является лауреатом фестивалей СТЭМов в городах Алма-Ате, Красноярске, Абакане, Львове, Киеве, Самаре.
СИНТЕЗ ЮМОРА И ТАЛАНТА
Изменились времена, темы, жанры, да и сам культурный фон вокруг нас.
- Сейчас трудно чем-то удивить, когда ежедневно телевидение изобретает все новые продукты. При таком богатом выборе человек предпочитает посмеяться у телевизора, чем пойти на концерт или в театр, - сетует Александр Полетаев.
На сегодняшний день студенческий юмор переживает новую жизнь. Главенствует теперь КВН, для которого важен остроумный текст и злободневность. Исчезает театральная сторона, взаимодействие актера со зрителем, а ведь пластика, мимика, взгляд, жест способны вызвать бурю эмоций и без пошлых шуток.
- КВН же загнан в жесткие рамки. Все зависит от редактуры, подгоняется под телевизионный формат, происходит навязывание вкуса. СТЭМ же остается свободным в выборе формы и слова. Для "Калейдоскопа" важен синтез юмора и актерского мастерства. Главное, чтобы зрителю было интересно. Мы не оскорбляем его вкус непристойными шутками, - объясняет Александр Иванович.
АНОНС
К 30-летнему выпуску "Юморины" театр "Калейдоскоп" представит новую программу "День дурака", в которой расскажет и покажет, как порой человек попадает в дурацкие ситуации, и как чувство юмора помогает выйти из них победителем. "Будет смешно", - обещает Александр Полетаев. А если учесть, что одна минута смеха увеличивает жизнь человека на целый день, то, как показывает практика, зритель "Юморины" проживет как минимум на месяц дольше.
здесь